Обращаем Ваше внимание, что Государственный орган Краснодарского края – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и его аппарат с 1 марта 2023 года располагается по новому адресу: г. Краснодар, ул. Пушкина, д. 28

Как и ранее свои жалобы и обращения можно направить по электронному адресу bizkk@mail.ru, а так же через электронную форму на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик принял участие в расширенном заседании коллегии, посвященное состоянию законности и прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства, в том числе соблюдения прав участников долевой собственности при обороте земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения, а также вопросам рассмотрения уголовных дел судами в особом порядке.

В работе коллегии приняли участие заместитель главы администрации (губернатора) края Андрей Коробка, полномочный представитель губернатора по взаимодействию с фермерами Вячеслав Легкодух, руководители департаментов и министерств администрации края, краевых управлений Росреестра, Россельхознадзора и Росприроднадзора, органа кадастрового учета, руководители правоохранительных ведомств, а также территориальные прокуроры.

 На заседании отмечено, что надзор за соблюдением земельного законодательства на территории края остается одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

С использованием механизмов прокурорского надзора удалось добиться решения ряда проблемных вопросов в области землепользования.

Вместе с тем, укреплению законности не способствует недостаточно полное и несвоевременное принятие мер уполномоченными органами власти и местного самоуправления, контролирующими и правоохранительными ведомствами.

Прокурорами только в текущем году вскрыто свыше 9,5 тысяч нарушений, опротестовано около 1400 противоречащих федеральному законодательству правовых актов органов местного самоуправления, в суды направлено порядка 500 исков и заявлений, внесено 1600 представлений, по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 400 лиц, по материалам прокурорских проверок расследуется 71 уголовное дело.

Уполномоченными органами края не в полном объеме реализуются функции по правовой охране земель, вовлечению их в хозяйственный оборот, не отвечает предъявляемым требованиям работа по взысканию задолженности по платежам за землю, имеют место нарушения прав арендаторов на пролонгирование договорных отношений, а также выкуп земельных участков. Не на должном уровне обеспечен контроль за фактическим освоением предоставленных органам местного самоуправления субвенций, а также субсидий сельхозтоваропроизводителям.

Работа УФССП России по краю и его территориальных подразделений сопровождается нарушениями, имеет место волокита.

Со стороны органов контроля нарушаются права субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении проверок соблюдения земельного законодательства.

Органами местного самоуправления допускаются многочисленные нарушения порядка предоставления в аренду и в собственность земельных участков, целый ряд из которых сопряжены с коррупционными рисками. Имеют место факты превышения должностных полномочий, в первую очередь, главами органов местного самоуправления. Установлены случаи организации и проведения общих собраний собственников земельных долей по вопросам не отнесенным к их компетенции, с существенными нарушениями условий публикации о предстоящих собраниях, что приводит к их признанию в судебном порядке незаконными и не способствует реализации волеизъявления собственников земельных паев. Такие нарушения выявлены в Лабинском, Кущевском и Кавказском районах.

Не всеми органами местного самоуправления завершена в полном объеме работа по реализации полномочий по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, что стало основанием к инициированию территориальными прокурорами признания в судебном порядке бездействия муниципалитетов незаконным (города Новороссийск, Геленджик, Кавказский, Лабинский, Кущевский, Староминской, Отрадненский, Выселковский, Крыловской, Приморско-Ахтарского районы).

Обозначены актуальные вопросы в сфере обеспечения законности в области землепользования. Всем заинтересованным ведомствам даны поручения о необходимости повышения эффективности деятельности и установлению должной координации, усиления государственного земельного надзора, недопущении нарушения прав землепользователей.

Территориальным прокурорам поручено обеспечить реальное устранение нарушений закона по внесенным актам реагирования. Сосредоточить усилия на превентивной работе, выявлении фактов неправомерного предоставления земельных ресурсов, исключения коррупционных проявлений, активизации надзора за работой уполномоченных и контролирующих органов. Пристальное внимание уделять качественному и своевременному разрешению обращений фермеров.

Во второй части коллегии обсуждены вопросы поддержания государственного обвинения по уголовным делам, рассматриваемым в особом порядке. В такой форме по ходатайству подсудимого, полностью признавшего свою вину, и с согласия потерпевшего судебное заседание проводится без исследования доказательств по делу.

В особом порядке судами края рассматривается семьдесят процентов уголовных дел. Это дела о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы. Ходатайствовать о проведении таких судебных процессов подсудимых побуждает более мягкое, по сравнению с общим порядком, наказание.

Вместе с тем законом установлены пределы обжалования подобных приговоров, в соответствии с которыми не могут быть оспорены фактические обстоятельства дела. Подавляющее большинство жалоб на приговоры приносится в виду их несправедливости. Однако имели место случаи рассмотрения в особом порядке дел, по которым занижалась квалификация содеянного либо отсутствовал состав преступления.

В текущем году по апелляционным и кассационным представлениям постановленные в особом порядке приговоры изменены в отношении 164 лиц. При этом выявлены факты вынесения судом решений с неверной квалификацией, нарушениями уголовного закона и процессуальных норм, на которые прокуроры не реагировали.

На коллегии обсуждались меры по повышению эффективности работы в данном направлении. Несмотря на достаточно высокие показатели прокурорской деятельности и снижение числа обращенных к исполнению незаконных судебных решений, вопросы соблюдения конституционных прав участников процесса по-прежнему остаются актуальными.

Коллегией отмечено, что особый порядок, являясь формой ускоренного судопроизводства, предусматривает сокращение самой трудоемкой части судебного заседания – процесса доказывания. Однако нельзя воспринимать особый порядок как возможность беспрепятственного «прохождения» дела в суде и поверхностно относиться к таким судебным процессам. В этой связи первоочередной задачей государственных обвинителей является проверка обоснованности предъявленного подсудимому обвинения, достаточности собранных в ходе предварительного расследования доказательств.

Особое внимание обращалось на необходимость защиты прав потерпевших, разъяснения им положений закона и своевременного извещения о дате слушания дела. Отмечалось, что позиция потерпевших является определяющим фактором при выборе данной формы судопроизводства. Потерпевшим должна быть предоставлена реальная возможность представлять свои интересы в судебном процессе и выразить свое мнение относительно судьбы дела и заявленных ими гражданских исков к подсудимым.

Обсуждались на коллегии и недостатки предварительного расследования, указывалось, что доказанность вины и обоснованность квалификации содеянного должны тщательно проверяться еще на досудебной стадии.

По итогам работы коллегии принято решение, в котором отражены меры по повышению качества надзора за процессуальной деятельностью и поддержания государственного обвинения.

 

Наверх