Верховный Суд РФ выпустил второй обзор по отдельным вопросам судебной практики связанной с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции. Рассмотрена в том числе одна из самых проблемных тем в данной области – предоставление отсрочек предоставления по арендным платежам, которая полагается предпринимателям работающим в наиболее пострадавших сферах в соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ и постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 (с текстом постановления можно ознакомиться по ссылке https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73750806/ ) .
Верховный суд разъяснил, что обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору отсрочки уплаты с даты введения режима повышенной готовности или ЧС на территории соответствующего субъекта РФ. Дата заключения дополнительного соглашения к договору аренды (или дата вступления в силу решения суда о понуждении арендодателя к заключению такого соглашения) значения не имеют.
Кроме того, отмечено что, если арендатор не внес плату по договору аренды в установленный срок, а арендатор знал или не мог не знать о том, что арендатор относится к «пострадавшим» отраслям, то арендодатель обязан проинформировать арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки. В отсутствие такого информирования отсрочка считается предоставленной на условиях, установленных п. 3 Требований по постановлению № 439. Те же самые последствия будут, если арендодатель уклонился от подписания допсоглашения (как и если дал понять, что отсрочка будет предоставлена либо не выдвигал возражений против платы за аренду в соответствии с п. 3 Требований).
Таким образом, предоставление отсрочки – обязанность, а не право арендатора. В отсутствие законных действий с его стороны отсрочка считается предоставленной на условиях, предусмотренных в постановлении Правительства № 439 по умолчанию.