КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ПОДДЕРЖАЛ ПОЗИЦИЮ О ВОЗМОЖНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НТО В ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ С СОГЛАСИЯ ЖИТЕЛЕЙ
Конституционным судом РФ 19 апреля 2021 года рассмотрено дело о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 ГК РФ, части 7 статьи 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзаца 22 части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 451 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с коллективной жалобой граждан И.Н. Касимова, Н.Ф. Мухаметзяновой, А.Э. Хадеева и ТСЖ «Мирный», а также жалобами Дадашова Г.С. оглы и ООО «Быстрое Питание». Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Согласно доводов жалобы с 2018 года предприниматели и собственники жилья в Перми безуспешно пытаются оспорить введенный городскими властями абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовых территориях. С аналогичными правилами также были не согласны представители предпринимательского сообщества Калининградской и Ярославской областей в которых так же присутсвует подобная правоприменительная практика.
В соответствии с выводами Конституционного суда РФ правила благоустройства территории – это муниципальный правовой акт, регулирующий комфортное проживания граждан. Он должен отвечать требованиям справедливости, разумности, соразмерности, допустимости ограничения прав и свобод только на федеральном уровне и не иметь обратной силы.
КС РФ еще в 2019 году определил, что органы местного самоуправления (МСУ) не могут запрещать торговые киоски, палатки, передвижные сооружения на придомовой территории, если есть согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство. Также в начале 2021 года Правительство РФ в рамках реализации «регуляторной гильотины» упразднило запрет размещать НТО на внутридворовой территории, на который обычно и ссылались суды. Однако и ранее некоторые ограничения распространялись на «внутридворовую территорию», а не придомовую, что, как установил Конституционный Суд, не идентично.
Таким образом, Суд подтвердил ранее сделанные им выводы о необходимости дифференцированного подхода к тем земельным участкам под многоквартирными домами, которые сформированы в надлежащем порядке.
В течение года органы местного самоуправления всех муниципальных образований должны привести свои акты в соответствие с федеральным законодательством и решением КС РФ. Применение правил в действующей редакции допускается только в части, не противоречащей иным положениям законодательства.
С постановление Конституционного суда можно ознакомиться по ссылке: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision528704.pdf