Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что предлагаемый вариант амнистии капиталов в России является более либеральным по сравнению с аналогичным опытом Казахстана и Италии.
"Мы исходили из того, что слышали о задачах амнистии от президента, о тех основных положениях, которые он озвучивал. Надо сказать, что амнистия, которая предлагается, это, прежде всего, не налоговая амнистия, а амнистия капиталов. Это возможность легализовать свое имущество в виде денег, недвижимости: домов, квартир и дач, в виде владений компаниями", - заявил Б.Титов сегодня на пресс-конференции.
"Мы предлагаем один из самых либеральных вариантов такой амнистии по сравнению с недавней амнистией в Казахстане, или сегодня идущей в Италии. Мы предлагаем сегодня не увязывать декларирование капиталов с необходимостью их репатриации и оплатой налогов с тех сумм, которые задекларированы. Мы считаем, что это должна быть реально либеральная амнистия, чтобы люди поверили, пришли и задекларировали свое имущество", - сказал бизнес-омбудмсен.
При этом амнистия не должна быть распространена на причастных к коррупции и отмыванию денег, считает Б.Титов. Согласно концепции законопроекта, подготовленной бизнес-омбудсменом, чтобы пройти процедуру амнистии, необходимо будет внести декларационный платеж - 1-2% от размеров дохода, который не был задекларирован, или стоимости задекларированных активов. Репатриация активов, согласно концепции, должна быть обязательной только в случае, если активы размещены в государстве, не обменивающемся с РФ информацией в налоговых целях, или находящемся в "черном списке" FATF.
Законопроект об амнистии должен быть согласован с правилами о контролируемых иностранных компаниях - в частности, в тех случаях, когда активом является компания с накопленной прибылью. "Мотивом для раскрытия таких структур в рамках амнистии может быть освобождение от ответственности российских компаний, генерирующих доход, которые совершали правонарушения при перемещении прибыли за пределы РФ", - говорится в концепции законопроекта, имеющейся у "Интерфакса".
Обязанности проводить проверку полученной от декларанта информации у ФНС и Росфинмониторинга не будет, "однако эта информация должна быть доступна правоохранительным органам для целей их деятельности". Если будут основания полагать, что в действиях заявителя есть признаки не амнистируемых правонарушений, правоохранительные органы получат право инициировать расследования. При этом использовать материалы, предоставленные декларантом, в качестве доказательства в рамках уголовного дела или административного расследования будет нельзя.
Декларированию в рамках амнистии должны подлежать безналичные денежные средства, ценные бумаги и другие финансовые инструменты, доли в компаниях, недвижимое имущество, транспортные средства, драгоценности, предметы искусства.
Ограничения по участию в амнистии предлагается установить для государственных и муниципальных служащих, а также лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и осужденных по этим основаниям.
Амнистия, согласно предложениям бизнес-омбудсмена, должна распространяться на деяния, совершенные до 4 декабря 2014 года (то есть до оглашения послания президента), срок декларационной кампании - от 8 до 12 месяцев. Одновременно предлагается срок подачи уведомлений об участии в иностранных организациях перенести с 1 апреля 2015 года на конец 2016 года, а подачу налоговых деклараций по контролируемым иностранным компаниям начать с 2017 г.